ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ВО ВРЕМЯ ПРАЗДНИКОВ
ПОВТОРЯЙКА
Дети
становятся в одну линию. По жребию или считалке выбирают первого
участника. Он становится лицом ко всем и выполняет какое-либо движение,
например: хлопок в ладоши, прыжок на одной ноге, поворот головы,
поднятие рук и т. д.
Затем он встает на свое место, а на его
место становится следующий игрок. Он повторяет движение первого
участника и добавляет свое.
Третий игрок повторяет два предыдущих жеста и добавляет свое, и так по очереди делают остальные участники игры.
Когда вся команда закончит показ, игра может идти по второму кругу.
Игрок, не сумевший повторить какой-либо жест, выбывает из игры. Победителем становится ребенок, оставшийся последним.
ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ
Можно
играть вдвоем с ребенком, но лучше компанией. Договоритесь заранее, что
будут делать воробьи, а что — вороны. Например, при команде «Воробьи»
дети будут ложиться на пол, а при команде «Вороны» — залезать на
скамейку. Теперь можно начинать игру. Взрослый по слогам медленно
произносит «Во - ро -... ны!» Дети должны быстро выполнить движение,
которое было задано для ворон. Кто выполнил последним или перепутал —
платит фант.
ЩИПЛЕМ ПЕРЬЯ
Вам
понадобятся бельевые прищепки. Несколько детей будут ловцами. Им дают
бельевые прищепки, которые они цепляют себе на одежду. Если ловец
поймает кого-либо из детей, он прикрепляет ему на одежду прищепку.
Побеждает тот ловец, который первым освободится от своих прищепок.
ЦАП-ЦАРАП
Для
игры нужны стулья для каждого ребенка и мяч. Дети сидят на стульях в
кружке. В центре — водящий с мячом. Водящий бросает мяч одному из детей.
Если он при этом кричит «Цап», то ловящий мяч должен назвать имя своего
соседа слева. Если же при броске прозвучало «Царап!», нужно назвать имя
соседа справа. Кто ошибется, сменяет водящего. Когда кому-либо надоест
бросать мяч, то можно положить мяч на землю и сказать: «Цап-Царап».
Тогда все тотчас должны поменяться местами, а водящий в это время —
быстро занять освободившийся стул. Совет: перед началом игры убедитесь,
что дети знают, как кого зовут, и напомните, где «лево» и «право».
ИГРА СО ШЛЯПОЙ
Дети
сидят в кругу. Ведущий включает музыку, и дети начинают передавать друг
другу дамскую шляпу. Как только ведущий останавливает музыку, тот из
детей, у кого в этот момент оказалась шляпа, надевает ее на себя и
проходит по кругу, изображая благородную даму. Варианты: можно взять
ковбойскую шляпу и изображать ковбоя; взять военную фуражку и изображать
солдата и т.п. Для детей постарше можно усложнить игру — передавать по
кругу несколько шляп. С остановкой музыки все дети, у которых оказались
шляпы, показывают свой моно-спектакль.
ЛОВИСЬ, РЫБКА!
Игроки
привязывают к поясу толстую нитку или шнур длиной 1 — 1,5 метра с
короткой палочкой (рыбкой) на конце. Задача ловцов — как можно больше
наловить рыбок — т.е. наступить на волочащуюся по земле палочку и
оборвать ее. Побеждает тот, кто больше всех наловит рыбок и сохранит
свою.
ДОГОНИ МЯЧ
Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. С помощью считалки выбирают водящего:
«Мимо леса, мимо дач
Плыл по речке красный мяч.
Увидала щука. Что это за штука?
Хвать, хвать!
Не поймать.
Мячик вынырнул опять.
Он пустился дальше плыть.
Выходи, тебе водить».
Водящий
делает шаг назад. Его место в кругу остается свободным. Пятому от
водящего ребенку дают большой мяч. Дети дружно произносят: «Раз, два,
три — беги!» На этот сигнал играющие начинают передавать мяч вправо по
кругу, а водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать
до своего места раньше, чем до него дойдет мяч. Игра повторяется с
новым водящим, выбранным помощью той же считалки.
НЕ ЗЕВАЙ!
Дети
встают в круг спиной к центру и к водящему. У водящего в руках мяч. Он
начинает отсчет от 1 до 5. После числа 5 он называет имя одного из детей
и подбрасывает мяч вверх. Задача того, чье имя назвали, быстро
обернуться и поймать мяч либо на лету, либо только после одного удара о
землю.
Кому это не удалось три раза — выбывает из круга.
УДОЧКА
Дети
стоят по кругу. В центре — водящий, лучше взрослый. В руках у ведущего
шнур с привязанным на конце мягким мячом или скакалка длиной 1,5—2
метра. Со словами: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» водящий вращает
шнур так, чтобы его конец попал под ноги детей. Задача детей состоит в
том, чтобы шнур не коснулся их ног. Для этого при приближении к ногам
«удочки» нужно подпрыгнуть, чтобы шнур прошел под ногами. Если ребенок
наступил на шнур, он считается пойманным.
НАЙДИ МЯЧ
Играющие
встают в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга. В центре
круга — водящий. Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч
среднего размера. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной.
Водящему нужно угадать, у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к
другому ребенку, он говорит: «Руки!»
По этому требованию играющий должен сразу протянуть обе руки вперед.
Тот, у кого оказался мяч или кто уронил мяч, становится водящим.
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки — это ворота.
Остальные игроки берутся за руки так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят считалку, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Считалка:
«Тра-та-та, тра-та-та.
Отворяем ворота,
Золотые ворота.
Поспешите все сюда.
Пропускаем раз.
Пропускаем два,
А на третий раз —
Не пропустим вас».
С
этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые
оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота»
побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
МЫШЕЛОВКА
Дети становятся в круг, взявшись за руки, — это мышеловка. Один или двое детей — мышки. Они вне круга.
Дети, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
«Ах, как мыши надоели.
Всё погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки.
Доберемся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!»
Во
время произнесения текста «мыши» вбегают и выбегают из круга. С
последним словом «мышеловка захлопывается» — дети опускают руки и
садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга «мышки» считаются
пойманными и встают в круг. Выбираются другие «мышки».
ЗАЙЧИК
Выбирают
зайчика и обступают его хороводом. Зайчик все время пляшет, поглядывая,
как бы выпрыгнуть из круга. А хоровод ходит по кругу, напевая:
«Заинька, попляши.
Серенький, поскачи.
Кружком, бочком повернись.
Кружком, бочком повернись!
Есть зайцу куда выпрыгнуть.
Есть серому куда выскочить!»
Задача зайца обмануть бдительность детей и выскочить из круга.
ТРОЛЛЬ И МОЛОДЦЫ
Играющих
может быть сколько угодно, но не меньше 3 человек. Чем больше игроков,
тем больше нужно места. Выбирается один тролль, ему отводится какое-либо
место — «дом» — это может быть стул, дерево, очерченный мелом круг.
Подальше от тролля находится «дом» молодцов.
Здесь молодцы тихо договариваются, на какую работу к троллю они будут наниматься. Работу они будут показывать только движениями.
Делать это они должны одновременно.
А теперь, для ясности, пример игры:
Молодцы договорились быть пильщиками и идут к дому тролля. Подходят и говорят:
— Здравствуй, Тролль!
— Здравствуйте, молодцы! Зачем пришли?
— На работу наниматься!
— А что вы умеете делать? Молодцы отвечают:
— А вот что!..
И
начинают молча показывать движениями, как пилят дрова. Если тролль
догадывается, что ребята показывают, то говорит: «Пильщики мне не
нужны!» И с этими словами бежит ловить молодцов. Пойманный становится
троллем и занимает «дом». Бывший тролль становится молодцом.
Ну а
если не отгадает с трех попыток, то молодцы ему «делают нос» и говорят:
«Не догадался — без работников остался!» и дают троллю новое задание.