В работе любого
образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание
подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания –
формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента
нельзя говорить о воспитания по-настоящему гармоничной личности.
От деятельности
детских общественных объединений, также как и от семьи, школы, окружающей среды
и других факторов зависит, какими вырастут сегодняшние мальчишки и девчонки,
станут ли они настоящими патриотами своей страны. Поэтому
гражданско-патриотическое воспитание в работе секции туризма МБОУ ДОД «Центр
эстетического воспитания» г. Белокурихи является одним из важнейших.
В условиях школьной
системы зачастую познание мира происходит по принципу «на парте по карте».
Отойти от такого пассивного образования помогает туризм. Поэтому в период
летних каникул для нас стало доброй традицией организация многодневных туристических
походов по родному краю.
Туристские походы –
это такой вид образовательно-оздоровительной, массовой, активной формы
туристско-краеведческой деятельности, которая позволяет решать познавательные,
воспитательные, коммуникативные, оздоровительные и спортивные задачи.
Образовательный
эффект походов очень велик. Ученики имеют возможность знакомства с природой,
историей, культурой родного края. Почти любой туристский маршрут мы используем
для изучения географии, истории, биологии, экологии, основ безопасности
жизнедеятельности, физического воспитания и других школьных дисциплин, на которых
туристы могли бы практически закреплять содержание изучаемых учебных предметов.
Учат ребенка сама
деятельность, природа, товарищи. Причем «усвоение» идет и на уровне понимания,
и на эмоциональном уровне. Школьники
своими глазами видят леса, луга, узнают различные растения и животных, учатся
ориентироваться на местности, оказывать первую медицинскую помощь, видят природные,
исторические, архитектурные достопримечательности и памятники.
Туристические
походы имеют большое воспитательное значение. Вот несколько мотивов, которые
делают туристско-краеведческую деятельность привлекательной для наших ребят.
Во-первых, туризм —
это возможность оздоровления за счет повышения двигательной активности. Причем
самым простым, физиологически доступным любому из нас способом — ходьбой. Опыт
пеших переходов поддерживает интерес к данному способу физических нагрузок,
создает у детей представление о возможностях организации собственного досуга
активными методами на природе. Туристские походы устраняют, как минимум, два из
пяти выделенных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: гиподинамию и
ожирение.
Во-вторых,
включение школьников в систематическую туристско-краеведческую деятельность на
протяжении обучения в школе способствует формированию у них готовности к
физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья. Это приводит к
тому, что нашей секции получают специальные знания по медицине, гигиене, физиологии,
необходимые для профилактики заболеваний и травматизма, оказании первой доврачебной
помощи. Постепенно у них формируется отношение к собственному здоровью как к ценности
и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию.
В-третьих,
туристские традиции, основанные на взаимопомощи, взаимовыручке, духе
коллективизма и товарищества, создают комфортность социально-психологического
климата коллектива туристской группы, построенного на внимании к возможностям и
потребностям каждого члена коллектива. Многих привлекают неформальные условия
для общения между учащимися и руководителями.
Обращает внимание,
что преодоление трудностей походной жизни требует от подростков проявления
смелости, ограничения привычных бытовых потребностей, более объективной
самооценки личности, осознания роста собственного духовного потенциала, веры в
свои силы.
В туристской
деятельности прививаются навыки сотрудничества. Ведь само участие в походах в
подростковом возрасте мотивировано потребностями детей в общении со сверстниками.
Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого — качества, которые
участник туристского похода проявляет постоянно. А коллективные условия
реализации деятельности дают ему представления о моральных нормах поведения общества
и формируют отношение к ним как к ценности. Ребенок приобретает опыт общения:
практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать
коммуникативные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических
нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.
В походах юные
туристы используют свой потенциал для развития лидерских задатков. Жизнь в
коллективе сверстников воспитывает определенные качества личности: целеустремленность,
дисциплинированность, настойчивость, терпимость, что становится условием
формирования эмоционально-волевой регуляции, необходимой для разработки и
реализации саморазвития. Потребность в определенных поступках порождает привычки,
перерастающие затем в качества личности.
Туризм, воспитывая,
позволяет приобрести новые знаний о мире и о себе, сформировать интерес к
продолжению изучения своего родного края. Систематическое включение наших
учащихся в туристско-краеведческую деятельность расширяет их представления о
спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы. Для
выпускника школы это может стать необходимым условием его более качественного
профессионального самоопределения, выбора профиля продолжения образования.
В этом году в
период летних каникул нашей секцией было организовано и проведено 3
многодневных похода на территории Смоленского, Алтайского и Солонешенского районов,
в которых приняло участие 38 человек. Было пройдено более 150 км пути по маршрутам,
захватывающих, по нашему мнению, наиболее живописные и исторически интересные
объекты наших окрестностей.
Особенностью
походов последних лет стала их абсолютная автономность, так как после 90
развальных лет хозяйственная деятельность в горах был свернута окончательно. И
природа, как радивая хозяйка, привела свой дом в первоначальное состояние. О
там, что здесь когда-то кипела жизнь, велась активная хозяйственная
деятельность, поддерживались коммуникационные составляющие, сейчас напоминают
лишь заросшие бурьяном и крапивой фундаменты строений и едва угадывающиеся в
траве высотой около 2
метров подобие троп и дорог. Верхняя Кача, Нижняя Кача,
Погорелка, Никольское, Сумной, Сосновка, Осиновка, Песчаное, рудник
«Белокурихинский», Искра, Устауриха. Все это вехи (названия бывших сел) того
пути, который проделал наш народ в освоении Алтая и Сибири в целом. В этих
названиях и трудовой подвиг народа в годы становления сельского хозяйства после
гражданской войны и подневольный труд на вольфрамовом руднике, сыгравший не
последнюю роль в победной войне 1941-1945 годов. И во всем этом и гордость
наших достижений и горечь рабского труда. Это наша история и мы должны ее
знать.
Прикоснуться к
прошлому, к нашей истории и в переносном и в прямом смысле смогли в этом году члены
нашей секции. Ни на одном школьном уроке истории не получишь таких знаний и
такого удовольствия от познания своего прошлого.
Незабываемыми
останутся преодолённые нашими группами естественные препятствия: перевал
Качинский, перевал Сумной, долина реки Песчаной с ее многочисленными бродами,
перевал Рудничный, перевал Глухариный, Сухая Грива. А бездорожье с бесчисленными
и многокилометровыми болотами вообще отдельная тема. Особенно памятным
оказался, на первый взгляд простой, участок маршрута от вольфрамового рудника
«Белокурихинский» до села Черновая. Только пройдя своими ногами эти 8 км, начинаешь понимать,
какой титанический труд был проделан нашими предшественниками в период освоения
и использования этой местности. На
вопрос туристам о том хотели бы о ни еще раз повторить этот маршрут, многие
многозначительно посмотрели в противоположную сторону.
В нашей группе
бытует мнение, что не бывает подъемов без спусков. Всегда после трудных и
сложных переходов наступает время отдыха (привал). Именно в этот период мы
могли в полной мере насладиться всей прелестью нашего края, его природой. Об
это трудно рассказывать – это надо видеть.
В своих походах мы
стараемся сохранить в первозданном виде тот маленький кусочек природы, на
котором отдыхаем. Бывает очень часто, особенно в долине реки Песчаной, нам
приходилось приводить в порядок стойбища пришлых рыбаков и охотников, мало
обеспокоенных тем, в каком состоянии они оставляют места своего отдыха. Только
в последнем походе мы произвели 4 чистки территорий стоянок так называемых «туристов».
Не можем не
отметить тех ребят, для которых занятие туризмом, стало не просто увлечение, а
по настоящему смыслом жизни. Одни из самых опытных наших туристов: Зибзеев
Дмитрий, Катаев Виталий, Викторов Виталий, Сологубов Роман. Они действительно
стали настоящими наставниками и опекунами тех, для кого туризм только
начинается, кому нужна поддержка в трудную минуту, добрый совет, а иногда
деятельная физическая помощь. Таким был наш молодой участник, для которого это
туристское лето было первым, Толстов Женя.
Неразрывность
туристического поколения прослеживается в течение всего существования нашей
секции. Члены нашей секции, окончив школу, институты, отслужив в армии,
постоянно поддерживают с нами связь. Некоторые студенты, в период летних каникул
участвуют вместе с нами в походах, оказывая таким образом неоценимую организационную
помощь. Не можем не назвать таких студентов-фанатов как: Замятина Валерия, Чубукова
Екатерина, Попов Василий.
Развитие и
расширение туристской – краеведческой деятельности учащихся как комплексного
средства формирования здорового образа жизни детей – стало одной из целей
работы нашей секции.
Но главный итог
работы заключается в том удовольствии и в том заряде энергии и здоровья,
который получают дети от занятий туризмом!
Савельев И.С., педагог дополнительного образования |