Искусство ручной росписи различных тканей называется батик
(batik). Это индонезийское слово образовано от ba – «хлопчатобумажная
ткань» и tik – «точка» или «капля». Первоначально батиком называлась
особая технология окрашивания и украшения ткани, впервые примененная на
острове Ява.
На сегодняшний день батиком называют любые способы ручной росписи
тканей. Как правило, расписывают шелк и хлопчатобумажные ткани. Можно
расписывать шарфы и платки, украшать росписью одежду, а также
изготавливать декоративные панно и целые картины в технике батик.
Характерной особенностью батика является нанесение специального резерва - состава, который препятствует проникновению краски в ткань. Резервом обычно обводят контуры рисунка.
Наиболее популярными техниками ручной росписи являются холодный, горячий и узелковый батик.
Эти техники отличаются по способу нанесения красителей на ткань.При
холодном батике используется холодный резерв, красителем заполняется
только пространство внутри резервной линии, благодаря чему рисунок
приобретает графическую четкость. Резерв после окрашивания удалять не
обязательно.
В технике горячего батика используется горячий расплавленный воск или
его заменитель – парафин. Воск наносится с помощью специального
инструмента – чантинга. Этот инструмент представляет собой небольшой
сосуд с тонким носиком, закрепленный на деревянной ручке.
Для росписи в технике узелкового батика ткань завязывается особыми
узлами, а затем окунается в краситель (горячий или холодный). После
того, как ткань окрасилась, на месте узелков получаются причудливые
разводы. Такая техника часто применяется для росписи больших полотен
ткани, например, покрывал.
Расписывать ткань вручную может любой желающий, даже если он не имеет
художественных навыков. Даже самые незамысловатые узоры смотрятся очень
декоративно, к тому же, для начинающих есть специальные наборы, в
которых на ткань уже нанесен контур рисунка.
Начинать работу следует с выбора подходящей ткани.
Для начинающих рекомендуется простая белая хлопчатобумажная ткань,
поскольку шелк ведет себя более «капризно» - необходимы определенные
навыки, чтобы правильно нанести на него краситель.
Выбранный кусок ткани не должен быть слишком большим, вполне достаточно 45х45 см. Обязательно следует постирать ткань перед началом росписи. Затем ткань нужно натянуть и закрепить на специальном подрамнике, начинающие могут воспользоваться обычными пяльцами для вышивания. Ткань должна быть натянута туго и ровно.
Далее можно приступать к нанесению необходимого узора.
Контуры наносятся специальным восковым карандашом, который легко
смоется после стирки. Можно также предварительно нарисовать контур на
листе бумаги тушью или фломастером. После чего подложить рисунок под
ткань и обвести контур резервом.
Резерв обязательно должен хорошо пропитать ткань, иначе он будет
пропускать под себя краску. Густота резерва должна быть такой, чтобы он
хорошо впитывался в ткань, но не растекался. Линия резерва должна быть
непрерывной, это легко проверить с помощью воды. Если капля воды
просочилась за пределы контура, то необходимо искать «дырку» в линии.
После высыхания резерва можно переходить к окрашиванию ткани.
Для окрашивания следует выбирать краски, предназначенные для росписи
именно по данной ткани, или же универсальные краски, подходящие для
любых волокон. Обязательно нужно прочесть инструкцию, поскольку разные
красители имеют разное время высыхания и по-разному закрепляются на
ткани.
Краситель при необходимости разбавляется водой и с помощью круглой с
острым кончиком кисточки (белка, колонок) наносится на поверхность ткани
внутри резервных линий. Для плавных разводов или для грунтовки фона
используется широкая кисть-губка. Подтеки и кляксы следует максимально
быстро удалять ватной палочкой, смоченной в спиртовом растворе. Однако
следует помнить, что спирт отталкивает воду и участок ткани в этом месте
окрасится светлее.
Соль, в отличие от спирта, воду притягивает. Поэтому если посыпать мокрый от красок шелк солью, то получатся оригинальные эффекты. Также различные эффекты можно получить с помощью бисера, бусинок.
При многоцветном окрашивании следует работать послойно.
Т.е. сперва нужные участки окрашиваются в один цвет, затем на те
участки, где должен сохраниться данный цвет, наносится резерв и ткань
вновь окрашивается. Важно соблюдать правило: краски наносятся от более
светлых к более темным, поскольку при окрашивании они смешиваются.
Каждый следующий слой красителя следует наносить на высушенную ткань.
После окончания росписи в технике горячего батика, воск необходимо удалить.
Для этого ткань располагается между листами бумаги (газет, салфеток и
т.д.) и проглаживается горячим утюгом. По мере необходимости следует
заменять бумагу.
Завершенную работу оформляют багетом или же, если это шарф или платок, оформляют концы ткани.
|