Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении.
В школьном возрасте и в студенческие годы наш труд отмечают
положительными оценками и высокими балами. Затем мы выходим на работу,
где нам платят зарплату, а за успехи начисляют премии, повышают в
должности, дают дополнительный выходной. Но, не смотря на это, у нас все равно есть потребность слышать одобрительные слова от преподавателя, начальника, члена семьи, друга. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.
Ребенку дошкольного возраста оценок не ставят и зарплату не платят. Для него похвала родителей - основной способ понять, что он сделал что-то хорошо. Каждый любящий родитель знает – хвалить и поддерживать ребенка необходимо, малыш должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным. Но далеко не каждый знает, как правильно нужно хвалить. Как не переусердствовать и в то же время не поскупиться.
Вот несколько советов:
* Хвалите ребенка за конкретные
действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал
хорошо и почему вообще это хорошо.
Например, если хвалите за то, что он
нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко
красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая».
Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец!
Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала,
должна быть адекватна ситуации.
Важно хвалить действие, а не личность.
Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш,
например: «Это очень непросто - нарисовать птичку»
* Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем.
Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться».
К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
* Не сравнивайте ребенка с другими!
Вы наверняка уже слышали, насколько
нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на
его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не
надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не
воспитывайте в нем чувство превосходства.
* Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется.
И этим вы рискуете, что через некоторое
время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое
действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и
растерянности.
* Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом.
Сильно не акцентируйте внимание на
природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на
достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если
он старается и не сдается.
* Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен.
Подумайте, как в будущем он будет
переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не
значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя
нет способностей!».
* Если вы уже похвалили
ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время
пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.
И последнее..... «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» - советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный ребенок».
А с занимательными материалами для детского творчества и развития «Оранжевый слон» повод похвалить всегда найдется...!!! |